Первая игрушка
Игрушка для ребенка первого года жизни — это источник получения новой информации, инструмент вашего совместного с ребенком исследования, в ходе которого взрослый учит и объясняет с помощью слов, что ребенок чувствует, видит, слышит. Игрушка — способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект. Но внимание малыша может быть привлечено любым, совершенно неожиданным для вас объектом окружающего быта — это может быть: деревянная ложка, пустая банка, мамины бусы, бабушкин яркий платок, папины усы или волосы. Самые простые предметы могут превратиться для него в занимательную игрушку.
Покупать следует те игрушки, которые изготовлены из безопасных для малыша материалов – дерева, резины, пластика. Игрушки должны быть прочными.
Игрушки для малышей должны быть ярких цветов с хорошо различимыми деталями. Так называемые основные цвета для малыша – это синий, жёлтый, красный, и зелёный. Их он начинает воспринимать и различать первыми. Выбирая игрушки, помните об этом.
Не размещайте вокруг кроватки слишком много игрушек и предметов. Можно переусердствовать и внимание малыша не будет задерживаться ни на чём. Для малыша достаточно 2-3 игрушек, которые нужно менять через 4-5 дней, иначе ребёнок перестаёт на них реагировать.
Игрушки первого года жизни функционально необходимы для:
-
получения разнообразной информации и совершенствования развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха;
-
развития мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела);
-
усвоения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними.
Разноцветные «мобиле» (подвижные конструкции с укреплёнными на них пластмассовыми фигурками). Данные игрушки способствуют развитию зрения малыша, так как заставляют его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, 2-4 вполне достаточно, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
Картонные кубики, призмы, шары с чёрно–белым геометрическим рисунком. Они также способствуют развитию зрения. Кубики подвешивают на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу.
Схематическое изображение человеческого лица. Ребёночек наделён способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые пищалки). К 3-м месяцам у ребёнка формируется реакция локализации источника звука, то есть малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать. Они формируют у малыша представление о двигательных возможностях рук, способствуют развитию координации движений. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
Поющий волчок, игрушки типа «Ванька – встанька». Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Эта игрушка предназначена для игры ребёнка со взрослым. К примеру, возьмите малыша на руки, покажите и дайте потрогать ему волчок. Раскрутите волчок и, после того как он начнёт гудеть, скажите «Послушай, как поёт волчок!». Играя с «Ванькой-встанькой», покажите малышу, как раскачивается игрушка-неваляшка. Продолжайте играть до тех пор, пока малышу не надоест. Со временем ребёнок сможет справляться с этими игрушками самостоятельно.
месяцы |
Рост и вес* |
Физическое развитие ребенка по месяцам |
Психоэмоциональное развитие ребенка |
Развитие речи малыша |
|
девочки |
мальчики |
||||
0 мес. |
46,1 – 52,2 см 2,5 – 4,0 кг |
46,8 –53,0 см 2,6 – 4,2 кг |
Малыш обладает набором безусловных рефлексов, некоторые из которых исчезнут с возрастом. Дети с самого рождения умеют различать вкус. У мышц повышен тонус: ручки и ножки ребенка в норме слегка согнуты. |
Большую часть времени новорожденный малыш спит (20–21 час в сутки), просыпается лишь из-за голода или мокрых пеленок |
Выражает свои потребности плачем. |
1 мес. |
50,5 – 56,9 см 3,3 – 5,2 кг |
51,5 –57,9 см 3,6 – 5,5 кг |
Умеет фиксировать взгляд на крупных неподвижных предметах яркой расцветки. Может приподнять ненадолго голову, лежа на животе. |
Начинает улыбаться |
Некоторые дети в этом возрасте способны произносить гортанные звуки. |
2 мес. |
53,7 – 60,4 см 4,1 – 6,3 кг |
55,1 – 61,7 см 4,5 – 6,8 кг |
Поворачивает голову на звук. Лежа на животе, малыш на 10–15 секунд может удерживать головку и поворачивать её в стороны. |
Хорошо фиксирует взгляд на неподвижных предметах и начинает следить за движущимися. Улыбается при ласковом обращении к нему |
Умеет произносить протяжные звуки, отличные от плача. Начитает гулить. |
3 мес. |
56,3 – 63,3 см 4,7 – 7,2 кг |
58,1 – 64,8 см 5,2 – 7,7 кг |
Движения ребенка становятся более скоординированными: например, он начинает ощупывать собственные ручки, пытается взять в руки предметы, привлекающие его внимание. Умеет удерживать голову в вертикальном положении. |
У малыша появляется «комплекс оживления»: он радуется маме, реагирует на попытки общения с ним. Хорошо различает приятные и неприятные запахи. |
В гулении появляются тянущиеся звуки «б-у», «ш-и» и т.д. При виде взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется. |
Что умеет делать ребенок в возрасте 1-3 месяцев